На Главную - полиграф ( детектор лжи) Детектор лжи (полиграф) в бизнесе Детектор лжи ( полиграф) в семье   Детектор лжи (полиграф) в отношениях    
 
 
Наши преимущества:
Высокое качество: квалифицированные сотрудники и современное оборудование
Низкие цены и многолетний успешный опыт работы компании «НеЛги»
Официальные сертификаты и документальные заключения


Теоретические основы метода и составление опросников

6.2.1. Теоретические основы метода и составление опросников


Данный метод применяется в том случае, когда имеется основание предполагать, что опрашиваемый знает о деталях, подробностях преступлений, однако настоятельно это отрицает.
Данный метод основан на том, что вопросы, сформулированные в обвинительной форме ("Это Вы украли деньги из сейфа?"), не предъявляются. В случае использования непрямого метода специалист полиграфолог делает попытку с помощью постановки косвенных вопросов выяснить, знает ли опрашиваемьш подробности и обстоятельства совершения преступления, о котором могут быть осведомлены только лица, причастные к преступлению, и правоохранительные органы.
При использовании непрямого метода у причастных к расследуемому делу лиц более выражены физиологические реакции на раздражители (вопросы), касающиеся данного преступления (так называемые значимые или критические) и слабее реакции на нейтральные - не имеющие отношения к данному делу. В то же время непричастное лицо реагирует на все раздражители практически одинаково.
Например, совершено убийство. Орудием убийства является топор. В данном случае опросник по непрямому методу формируется следующим образом: орудием убийства является:

  1. бутылка?
  2. огнестрельное оружие?
  3. топор?* (значимый вопрос)
  4. нож?
  5. кастет?

При получении положительной реакции на слово "топор" можно считать, что опрашиваемый осведомлен о данной детали преступления.
Тесты непрямого метода проводятся однократно. По правилам стандартной процедуры опрашиваемое лицо на все вопросы должно давать ответ "нет". Значимый раздражитель обычно ставится 3-4 по счету, но не первым. Критический вопрос нельзя выделять голосом. Для непричастного проверяемого все ключевые моменты и сведения, включаемые в опросник, должны выглядеть правдоподобно, а лицо, располагающее сведениями о совершенном преступлении, должно узнавать каждую ключевую позицию как часть своих виновных знаний.
Согласно стандартной методике опрашиваемого заранее не знакомят с вопросами предъявляемых тестов непрямого метода. Перед началом проведения опроса по непрямому методу ему в общем виде сообщается тематика последующих вопросов.
Например, "Сейчас я задам Вам вопрос: "В чем была одета пострадавшая?" и перечислю несколько вариантов одежды. Среди них будет и та одежда, которая была на пострадавшей. Если Вы знаете что-либо, сообщите нам об этом заранее".
Следует отметить, что данный метод имеет свои неоспоримые преимущества только тогда, когда опрашиваемый не мог узнать о деталях дела из газет, других средств массовой информации или каких-либо других источников. Если же это произошло, положительные реакции субъекта на критические раздражители не дают права утверждать о его причастности к преступлению.
Непрямой метод возможно использовать как для установления осведомленности опрашиваемого лица об уже известных сотрудникам утоловного розыска, органам предварительного следствия и дознания деталях преступления, так и при выявлении еще не известных обстоятельств дела ("поисковые" тесты максимального напряжения).
Например, если известно только предполагаемое место сокрытия трупа (орудия убийства и т.д.), то для сужения области поиска возможна формулировка вопроса по типу:
"Тело убитого спрятано:

  1. в саду?
  2. в амбаре?
  3. в доме?* (значимый вопрос)
  4. в хлеву?
  5. в выгребной яме? и т.д.".

Если мы получили положительную реакцию на раздражитель "дом", то в дальнейшем составляется опросник такого типа: "Тело убитого в доме находится:

  1. на крыше?
  2. в ванной?
  3. в кладовой?* (значимый вопрос)
  4. на кухне?
  5. в прихожей?"

Следует отметить, что наиболее сильный психологический эффект на лии, причастных к совершению расследуемого преступления, дают визуальные тесты (фотографии, тесты-схемы, рисунки, вещественные доказательства и т.д.).
Например, совершено убийство женщины, труп обнаружен в ее квартире, в спальне. Формируется визуальный тест на месторасположение трупа потерпевшей, состоящий не менее чем из 6-7 одинаковых схем, обозначающих нахождение окон, дверей и мебели в спальной комнате. Первая схема (№ 1), не содержащая отметок возможных мест расположения трупа, предъявляется непосредственно перед данным тестом для общего ознакомления опрашиваемого со схематичным изображением спальни. Затем, во время проведения теста, последовательно с интервалом не менее 10 сек предъявляются схемы № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, в которых красной звездочкой обозначается одно из мест возможного расположения в спальне трупа потерпевшей. Схема с критической пометкой, соответствующей действительному месту расположения трупа дается третьей или четвертой.
В случаях расследования дел, связанных с кражами, в качестве значимых (критических) вопросов можно использовать лишь вопросы о краже вещей, о которых заведомо известно, что они украдены. Например, в деле о краже 2000 $ специалист в качестве нейтрального раздражителя спросил о краже золотого браслета. Опрашиваемый прореагировал и на вопрос о деньгах, и на вопрос о браслете, так как оказалось, что он взял и то, и другое.
Ответы на вопросы должны подбираться таким образом, чтобы все раздражители по степени значимости и сопоставимости соответствовали критическому раздражителю. Например, если украдена драгоценность, то в качестве альтернативных ответов должны употребляться драгоценности, а не вещи или деньги. В противном случае сильное напряжение на критический вопрос возникает даже у непричастного к краже лица. Если похищенная вещь характеризуется одним или несколькими определяющими словами, то альтернативные ответы формируются из двух-трех словосочетаний (кольцо бриллиантовое, часы - золотые и т.д.). Но можно спрашивать и просто о браслете или часах, если в критическом вопросе спрашивается просто о серьгах. Если похищено несколько предметов, то для каждого предмета подбираются альтернативные варианты и составляется отдельный тест. Например, из квартиры похищены стереомагнитофон, норковая шуба, валюта в долларах США (2000). Тесты формируются следующим образом.
Тест 1: "Из квартиры украдены:

  1. видеомагнитофон?
  2. телевизор?
  3. радиотелефон?
  4. стереомагнитофон?* (значимый вопрос)
  5. морозильник?
  6. магнитола?"

Тест 2: "Из квартиры украдены:

  1. обливная дубленка?
  2. замшевая куртка?
  3. норковая шуба?* (значимый вопрос)
  4. песцовая шапка?
  5. кожаное пальто?"

Тест 3: "Из квартиры украдены:

  1. 30 млн рублей?
  2. 100 фунтов стерлингов?
  3. 50 тысяч французских франков?
  4. 2 тысячи долларов США?* (значимый вопрос)
  5. 10 тысяч немецких марок?
  6. 600 швейцарских франков?"

При расследовании многоэпизодных хищештй следует иметь в виду, что опрашиваемый может точно и не знать всей суммы или количества похищенного.
При краже коллекционных предметов (монеты, книги, картины, антиквариат и т.д.) в качестве нейтральных стимулов следует подбирать также только изделия, которые могут являться предметом коллекционирования.
При совершении краж, как и при расследовании других видов уголовных дел, следует обращать внимание на то, какие следы оставлены преступником на месте преступления. Одной из характерных особенностей краж является то, что преступники могут посыпать пол табаком, распрыскивать духи или другие ситьнопахнущие вещества. Именно на этих особенностях следует формировать тесты максимального напряжения.
В качестве "поисковых" тестов непрямого метода при кражах и хищениях необходимо проверять, "каким способом преступники получили информацию о предметах посягательства", "возможные пути (места) сбыта украденного".
Например: "Каким способом были получены сведения об ограбленной квартире?

  1. действовали, не имея данных об объекте;
  2. действовали по наводке;
  3. обзванивали квартиры;
  4. подслушали информацию;
  5. просматривали по вечерам свет в окнах и т.д.". Например: "Украденное было реализовано?
  6. продано в баре;
  7. продано на вещевом рынке;
  8. заложено в ломбарде;
  9. продано знакомым;
  10. спрятано в потайном месте;
  11. находится у родственников и т.д.;
  12. сдано в комиссионный магазин".

Испо.тыуя тесты непрямого метода при опросе лиц, подозревающихся в причастности к совершению сексуальных преступлений, необходимо особое внимание уделять внешним признакам и одежде жертвы, которые могли бы зафиксироваться в сознании престутшика, или даже послужить пусковым сигналом дтя нападения (например: цвет волос, украшения, возраст, особенности телосложения). В случае если пострадавшая осталась в живых и дала показания, следует сформировать тест напряжения на выявление способа, каким преступник заставил жертву пойти на физическую близость. Например, "Каким образом преступник заставил потерпевшую пойти на половую близость?

  1. просто уговорил;
  2. угрожал все рассказать окружающим;
  3. напоил алкоголем;
  4. угрожал каким-то оружием;
  5. напоил таблетками;
  6. оглутпил;
  7. придушил".

И далее, по суживающемуся кругу: "Каким предметом угрожал престутгник потерпевшей?

  1. молотком;
  2. заточкой;
  3. пистолетом;
  4. ножом;
  5. гаечным ключом;
  6. газовым баллончиком".

При изнасиловании достаточно часто жертва преступления оказывает сопротивление. Если предпринимаемые действия жертвы были достаточно характерными, то следует формировать по ним тест непрямого метода.
Например: "Какое сопротивление оказывала жертва насильнику?

  1. кричала;
  2. убегала;
  3. пыталась выброситься из окна;
  4. кусалась;
  5. царапалась".

Существует ряд временных тестов, которые следует использовать в случае сексуальных убийств, хотя эти тесты являются ведущими для


другой категории преступлений, связанных с безвестипропавшими лицами. Так, если опрашиваемый не знает (или скрывает) дату совершения преступления, следует спросить: "Когда Вы последний раз видели потерпевшую?" и сформировать тесты по месяцам:

  1. апреле;
  2. мае;
  3. июне;
  4. июле;
  5. августе;
  6. сентябре. По числам:
  7. 5-го;
  8. 16-го;
  9. 12-го;
  10. 2-го;
  11. 23-го;
  12. 7-го.

И по дням недели:

  1. воскресенье;
  2. понедельник;
  3. вторник;
  4. среда;
  5. четверг;
  6. пятница;
  7. суббота.

Из трех вышеназванных тестов, второй тест (по числам) может не дать результатов, если после совершения прошло более полугода. То же утверждение относится и ко дню недели, но если по каким-то причинам именно день недели или число зафиксировался в сознании преступника (праздничный, выходной день; день получения зарплаты и т.д.), то этот стимул остается значимым в течение длительного времени.
Сексуальные преступления примерно в 80% случаев совершаются .шцами, находящимися в нетрезвом состоянии. Поэтому при оформлении и предъявлении любых тестов максимального напряжения следует учитывать, что многие ключевые моменты (факторы) преступления могут не фиксироваться в сознании преступника. Из этого положения вытекает необходимость составления и предъявления опрашиваемому не только максимально большего количества тестов непрямого метода, но и тестов прямого метода.

 
« Ключевые сведения расследуемых дел, используемые при составлении опросников   Методика специфической стимуляции »
 
  2005 All rights reserved Европейская ассоциация полиграфологов Американская ассоциация полиграфологов
Rambler's Top100