На Главную - полиграф ( детектор лжи) Детектор лжи (полиграф) в бизнесе Детектор лжи ( полиграф) в семье   Детектор лжи (полиграф) в отношениях    
 
 
Наши преимущества:
Высокое качество: квалифицированные сотрудники и современное оборудование
Низкие цены и многолетний успешный опыт работы компании «НеЛги»
Официальные сертификаты и документальные заключения


Критические вопросы. Особенности их формирования

Критические вопросы касаются непосредственно выясняемых обстоятельств преступления и задаются при проверке на полиграфе в обвинительной форме, например - "Вы убили Вашего знакомого Ивана К. 26 марта 1995г.?" Специалист, проводящий опрос, обычно формулирует 3-4 значимых вопроса для каждого теста, которые располагаются, как правило, на 3,5,8 и 9 позициях.
Существуют определенные, методологически важные особенности формирования критических вопросов.
1. Вопросы (и каждое слово в них) должны быть четкими, ясными, недвусмысленными, понятными для опрашиваемого лица.
Другими словами, необходимо, чтобы субъект понимал значение определенных слов, которые будут использоваться в значимых вопросах. Контактные глаголы, такие как "ударять", "бить", "пинать", "давать пощечину", должны быть правильно определены опрашиваемым до того, как они прозвучат в значимых вопросах. Если этого не будет сделано, то субъект может придавать (вкладывать) различные значения в эти слова по сравнению со специалистом. Опыт показывает, что преступники достаточно рациональны в своем поведении, поэтому такие понятия, как "убийство", лучше расшифровывать, употребляя слова "стрелять", "ударить топором", "ранить", если, конечно, по ходу опроса не подразумевается, что опрашаемый не должен знать, как именно убили потерпевшего. Поэтому же слово "украли" предпочтительнее термину "растратили чужие деньги", а слово "изнасиловали" в ряде случаев следует заменить выражением: "Вы силой (угрозой) заставили пойти на физическую близость?", так как принуждение к половому акту преступник может не считать за изнасилование.
Вот список предпочтительных глаголов, применяемых при составлении значимых вопросов для различных категорий уголовных дел:
  1.  
    • поджог - разводить, поджигать, загореться (гореть);
    • кража - украсть, проникать, вламываться;
    • соучастие в преступлении - знать, помогать, планировать, орга­низовывать, платить;
    • наркотики - применять, курить, вводить, растворять, получать, давать, продавать;
    • насилие - описание природы насилия: приставить нож, воткнуть (нож), держать оружие, душить, говорить, угрожать, рассказывать;
    • убийство - убить, застрелить, отрезать, душить, отравить, ударить;
    • ограбление - украсть, нацелить ружье, угрожать;
    • сексуальное насилие - поиметь, изнасиловать, класть (пенис в рот), прикоснуться (к голой вагине), показать (голый пенис);
    • ложь - выдумать историю, исказить факты, отомстить, сфалъ-цифицировать отчет.
  2. В случае расследования дела об изнасиловании, если субъект мало образован и употребляет для обозначения физической близости только грубые, вульгарные слова, именно эти слова и должны быть использованы для вопросов. В любом случае, касающемся половых преступлений (особенно это касается половых извращений), бесполезно задавать субъекту вопросы в специальном (медицинском, юридическом), а не в понятном ему значении. Сексуальные термины для мужских и женских половых органов должны быть также правильно понимаемы субъектом, если они встречаются в значимых вопросах.
    Если в значимом вопросе используется название местности (места) или имени, то специалист должен быть уверен в том, что субъект знает, где находится это место, или знает (знаком) с тем именем, которое будет звучать в вопросе.
    2.  Вопросы должны быть заданы предельно просто, в них не долж-
    но быть формулировок, допускающих двойного толкования.
    Например, не следует формулировать вопрос типа: "Вы изнасиловали и убили "X"?", поскольку в нем спрашивается о двух действиях, на одно из которых правдивый ответ может звучать как "да" (принимал участие в изнасиловании), а на другое как "нет" (не убивал потерпевшую).
    3. Вопросы должны иметь одно единственное значение.
    Например, если жертва преступления женщина по имени Ольга, а
    обследуемый, ее знакомый мужчина, то вопрос должен включать или полное имя женщины ("Ольга Г."), или же имя, идентифицирующее именно ее ("... Ваша невеста Ольга...", "...Ольга из Омска...", кличка, прозвище и т.д.).
    4.  Вопросы должны быть, по возможности, короткими, так как
    имеется обратная зависимость между величиной физиологической
    реакции и длительностью вопроса. Если же длинного вопроса нельзя
    избежать, то опрашиваемый во время предварительной беседы дол-
    жен быть ознакомлен как с полным, так и с укороченным вариантом
    этого вопроса.
    Например, если полная формулировка вопроса: "Вы стреляли по машине ГАИ в ночь на 23 февраля 1992 года на 5 км Дмитровского шоссе?", - то опрашиваемого надо ознакомить с ним и предупредить, что данный вопрос будет задан в следующем виде: "23 февраля Вы стреляли по машине ГАИ?"
    5. Значимые вопросы, используемые при любом опросе, должны быть ограничены одной тематикой. Опрос с применением полиграфа неэффективен для одновременного выявления двух или более не связанных между собой преступлений. Более того, имеются жесткие требования и к тематике вопросов.
    Подсознательно человеком выделяются более и менее значимые события, вследствие чего физиологическая реакция на них будет не одинаковой, что, в свою очередь, может дезориентировать специалиста при анализе результатов обследования.
    Например, предположим, что человек совершил три ограбления. В одном преступлении он получил деньги, пригрозив жертве, в другом -похитил деньги, ударив жертву палкой по голове, а в третьем преступлении завладел деньгами после того, как убил свою жертву.
    Если опрос проводить по поводу всех трех преступлений одновременно, то последнее преступление будет самым значимым для него, а реакции на два ограбления без убийства будут дезориентирующими. Специалист может решить, что опрашиваемый не причастен к двум ограблениям, совершенным без убийства, тогда как на самом деле он имеет непосредственное отношение и к первым двум.

 
« Нейтральные вопросы   Прямой метод опроса с использованием полиграфа »
 
  2005 All rights reserved Европейская ассоциация полиграфологов Американская ассоциация полиграфологов
Rambler's Top100